Лекция №1
Основные компоненты здорового образа жизни:
питание, личная гигиена, режим дня, оздоровительное влияние факторов окружающей среды. Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка. Роль образовательных учреждений в профилактике
нарушений здоровья школьников.
Здоровый образ жизни – образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Под здоровым образом жизни понимается оптимальный режим работы и отдыха,
сбалансированное питание, достаточная двигательная активность, соблюдение правил личной гигиены, закаливание, отсутствие пагубных привычек, любовь к людям, положительное восприятие жизни.
Элементы здорового образа жизни:
1) воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
2) безопасная и благоприятная для обитания окружающая среда;
3) владение знаниями о влиянии окружающих предметов на здоровье;
4) отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя;
5) питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
6) физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей, закаливание;
7) гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи. На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное
состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с
собственными эмоциями, проблемами. Важная роль в формировании здорового образа жизни принадлежит семье. Семья – организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной
моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Главная задача семьи – выполнение родителями функций
воспитателя. Воспитание подразумевает направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства. Семейное и общественное воспитание
взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в 34 целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное
воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. В разные
возрастные периоды функции семьи по воспитанию ребенка и формированию здорового образа жизни меняются, часть функций выполняется и ребенком. Так, в семье с ребенком дошкольного возраста
родительские функции сводятся к выработке нового образа жизни семьи, формированию семейных традиций и т.д. У ребенка постепенно формируется привыкание к самостоятельности, выполнению требований
взрослого по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых органов), проявляется интерес к товарищам, играм; стремление быть как мама и папа. В семье школьника родители воспитывают
у детей интерес к научным и практическим знаниям; поддерживают увлечения ребенка. Ребенок должен стремиться к получению навыков, необходимых для школьного образования, осознанию себя как
личности, которую любят и уважают. В семье с ребенком старшего школьного возраста родительские функции определяются передачей ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и
развития его самостоятельности, пониманию и принятию индивидуальности ребенка, доверием и уважением к нему как к уникальной личности. Ребенок формирует собственное мировоззрение, ощущение
принадлежности к своему поколению, достигает эмоциональной независимости, готовится к дружбе со сверстниками противоположного пола, созданию семьи. Существуют недостатки и преимущества
общественного и семейного воспитания детей. К недостаткам общественного воспитания можно отнести следующие: деловая форма общения воспитателя, эмоциональная недостаточность, наличие сменяющих
друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка, обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком,
сравнительная жесткость режима дня, общение с детьми одного возраста. В то же время преимуществом является наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических
знаний у педагогов, научно-методических пособий, целенаправленный характер воспитания и обучения детей, применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям дошкольников,
понимание их духовных потребностей, разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе, возможность играть и общаться с широким кругом сверстников. Преимуществами семейного
воспитания являются сравнительно «мягкие» отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений, постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей,
воздействия их на ребенка, индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку, подвижный режим дня. В то же время недостатки обусловлены отсутствием 35 программы воспитания,
наличием отрывочных представлений у родителей о воспитании, использованием родителями случайной педагогической литературы, использованием отдельных традиций и элементов целенаправленного
воспитания. Выделяют три стиля семейного воспитания: демократический, авторитарный и попустический. При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. При авторитарном стиле
родителями навязывается свое мнение ребенку – стиль “подавления”. При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе. Таким образом, при правильном воспитании у детей формируются позитивные
стереотипы, которые в свою очередь являются важными элементами формирования здорового образа жизни.
Лекция №2
Основные компоненты здорового образа жизни: питание, личная гигиена, режим дня, оздоровительное влияние факторов окружающей среды.
Вредные привычки – привычки, оцениваемые негативно с точки зрения социальных норм поведения или в отношении к процессу формирования личности. Привычка – сложившийся способ поведения,
осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности. Многие вредные привычки имеют характер зависимости, т.е. человек знает о вреде привычки, но не может
от неё избавиться из-за того, что она приносит кратковременное удовольствие или облегчение. Если говорить проще, то вредная привычка это автоматически повторяющееся многое число раз действие,
причем действие это вредоносное с точки зрения общественного блага, окружающих или здоровья самого человека, который подпал под кабалу вредной привычки. Вредную привычку можно отличить по ее
автоматизму и неполезности или нецелесообразности действия. Если автоматически повторяющееся действие несет вред делу или общественному спокойствию и благополучию, здоровью окружающих и самого
этого человека, то мы можем назвать такое действие вредной привычкой. Курение – вдыхание дыма препаратов, преимущественно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью
насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём всасывания в лёгких и дыхательных путях. Как правило, применяется для употребления курительных смесей, обладающих наркотическими
свойствами (табак, гашиш, марихуана, опиум, крэк и т. п.) благодаря быстрому поступлению насыщенной психоактивными веществами крови в головной мозг. По сведениям Всемирной организации
здравоохранения, в мире курят более половины мужчин и четверти женщин, при этом особенно высокий процент курильщиков характерен для экономически развитых стран. В различных республиках и регионах
Российской Федерации курят 56,9 – 75,7 % мужчин и 26,6 – 49,1 % женщин. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если ее выкурить сразу, а для 36 подростков –
полпачки. Частота сердечных сокращений у курящего на 15000 ударов в сутки больше, чем у некурящего. Угарный газ, содержащийся в дыме, лучше «цепляется» к гемоглобину и не даёт эритроцитам
переносить кислород. Курение или пассивное вдыхание табачного дыма может послужить причиной бесплодия у женщин. Привычка курить особенно опасна для детей и подростков. Задержка роста, общего
развития, нарушение процессов обмена, снижение слуха, зрения. У подростков никотин поражает, в первую очередь, ещё неокрепшие нервную и сердечно-сосудистую системы. Алкоголизм – разновидность
токсикомании, первичное, хроническое заболевание, характеризующееся нарушением контроля над приемом спиртного, пристрастием к алкоголю, несмотря на отрицательные последствия и искажением
мышления. Около 20% его всасывается через желудок, а остальная часть поступает в кровь через кишечник. Смертельной дозой для абсолютно здорового человека является 6—8 г чистого 96-градусного
алкоголя на 1 кг массы тела. В результате длительного привыкания эта доза повышается, но не более чем на 30–40%, т. е. достигает 1200–1800 г 40-градусного алкоголя. 50–100 мг% (50–100 мг алкоголя
в 100 мл крови) сопровождается отчетливо выраженным ухудшением качества выполнения работы (это наблюдается, когда человек выпивает 120–150 г 40-градусного алкоголя); 200–300 мг% алкоголя вызывает
среднюю степень опьянения; при концентрации алкоголя в крови более 300 мг% развивается состояние тяжелого опьянения и даже наркоз. Алкоголь представляет собой общеклеточный яд и оказывает
особенно сильное токсическое влияние на центральную нервную систему (функции головного мозга). Воздействуя в первую очередь на кору головного мозга, алкоголь в малых дозах вызывает возбуждение,
связанное с ослаблением процессов внутреннего (активного) торможения, в больших – оказывает угнетающее, а затем – парализующее действие на основные нервные процессы в коре и в подкорковых
центрах, ответственных за регуляцию таких важных функций человеческого организма, как кровообращение, дыхание, теплорегуляция и др. К наркоманиям относят психические расстройства и расстройства
поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ. Также употребляется термин «токсикомания» – обычно это означает психическую и физическую зависимость от веществ, которые в соответствии
с Единой конвенцией ООН о наркотических средствах 1961 года не отнесены к наркотикам. Чаще всего используются для получения токсического опьянения средства бытовой и промышленной химии (этот тип
токсикомании в основном характерен для детей и является социальной проблемой), а также лекарственные препараты, содержащие психоактивные вещества (психостимуляторы, транквилизаторы и др.).
Медикобиологических различий между токсикоманиями и наркоманиями не существует. За последние 10 лет количество наркозависимых граждан в России выросло на 60%. 37 В 2010 г. в России наркотической
зависимостью страдали более 2 млн человек (по некоторым данным, около 3 млн). На учете в медучреждениях находилось только 15-20% от числа людей, употребляющих наркотики. 1 млн российских граждан
употребляют наркотики-опиаты, в основном героин. От общего числа наркоманов в России 20% – это школьники, 60% – молодежь в возрасте 16-30 лет, 20% – люди более старшего возраста. Средний возраст
приобщения к наркотикам в России составляет по статистике 15-17 лет, резко увеличивается процент употребления наркотиков детьми 9-13 лет. Зафиксированы случаи употребления наркотиков детьми 6-7
лет – к наркомании их приобщают родители-наркоманы. Наркотик – это яд, он медленно разрушает мозг человека, его психику,( внутренние органы – за счет мозгового нарушения, дисфункции нервной
системы). Употребляющие морфин через 2-3 месяца утрачивают способность к деятельности, перестают ухаживать за собой, теряя человеческий облик. Люди, которые употребляют кокаин, живут не больше
четырех лет. Около 60% наркоманов, в течение первых двух лет после приобщения к наркотикам, предпринимают попытку к самоубийству. Только объединение усилий психологии, медицины, социологии дают
хорошие результаты в лечении наркомании. Программа выздоровления от наркомании направлена на помощь людям в физической, психологической, духовной и социальной сферах. Обязательным условием в
психотерапии наркомании является работа с корнями зависимости. Организация мероприятий по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании строится на основе целевых программ, объединенных
общей концепцией профилактической работы. Цели такой работы – создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиками и снижающей вред от их употребления. Любая
профилактическая программа должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:
1) распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами;
2) формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения;
3) предоставление альтернатив наркотизации.
В целях формирования отношения к здоровому образу жизни как личному и общественному приоритету, пропаганды ответственного отношения к своему здоровью и состоянию окружающей среды, осуществления
комплексных профилактических мероприятий, направленных на формирование негативного общественного отношения к асоциальному поведению необходимо проведение, как на государственном уровне, так и в
более мелких масштабах различных акций, например, «Молодежь - за здоровый образ жизни» или «Нет наркотикам», «Мама, папа, я - спортивная семья» и т.п. Большое внимание уделяется формированию
здорового образа жизни в государственных медицинских учреждениях не только лечебного, но 38 и образовательного профиля.
Лекция на тему: «Гигиенические основы полового воспитания детей и подростков» Галаева А.И. к.м.н., и.о. доцента
1. Цель лекции: формирование у студентов теоретических знаний о гигиенических основах полового воспитания детей и подростков. План лекции: Введение Основы нравственно - полового воспитания Основные направления полового воспитания Задачи полового воспитания
2. Основные причины неблагоприятной ситуации со
здоровьям и нравственным поведением детей безнравственность в сфере межполовых отношений; отсутствие необходимых знаний по сохранению и укреплению здоровья; неспособность взрослых оказать помощь
и ответить на вопросы, которые встают перед каждым подростком, молодежью; увеличение числа болезней, передаваемых половым путем; рост беременности несовершеннолетних, исходом которой являются
аборты или юное материнство, нередко приводящее к отказу от детей и социальному сиротству; рост проституции несовершеннолетних.
3. Половое воспитание – это процесс
систематического, сознательно планируемого и осуществляемого воздействия на формирование полового сознания и поведения детей. Половое сознание - это система знаний, которая формируют переживание
и мотивацию человека как представителя того или иного пола. Половое созревание складывается из самосознания половой идентичности. Половая идентичность (идентификация) – это психологическое
состояние, которое отражает внутреннее ощущение своей принадлежности к мужскому или женскому полу.
4. Выделяют 3 этапа формирования
сексуальности: 1. Половая идентичность формируется в период до 7 лет. В фазе обучения складывается представление о половых различиях (внешний вид, одежда, строение тела и гениталий). 2.
Формирование стереотипа полового поведения, т.е. выбор половой роли, наиболее соответствующей психофизическим особенностям ребёнка и идеала мужественности (женственности) микросоциальной среды
(7-13 лет). Происходит выработка полоролевой установки, и она осваивается в играх лет - это этап психосексуальной ориентации, состоит из 3-х стадий: а) платоническая - детская влюблённость,
желание духовного общения. б) эротическая – эротические фантазии, интерес к соответствующей литературе, ласки и игры, чаще без оргазма. в) сексуальная – реализация либидо, начало половой
жизни.
5.Цели полового воспитания: 1. Знакомство детей с половыми различиями и правильное полоролевое воспитание. 2. Способность к контролю полового влечения. 3. Профилактика нарушения психосексуального развития личности. 4. Обучение общению со сверстниками противоположного пола.
6. Принципы полового воспитания: 1. Принцип
правдивости - изложение правды о половых отношениях в соответствии с возрастом ребёнка. 2. Принцип непрерывности - последовательность воспитания с рождения. 3. Принцип активности - использование
любых ситуаций для выработки у ребёнка правильных установок. 4. Принцип доверия - проявлять серьёзные отношения к интересам ребёнка, исключить подозрение и выслеживание. 5. Принцип контроля и
поддержки - ненавязчивый контроль и направление поведения ребёнка. 6. Принцип невозбуждения сексуального влечения.
7. Задачами нравственно - полового воспитания
являются: формирование политики нравственно - полового воспитания, основанной на том, что оно является частью общего воспитания гражданина Республики Казахстан и обеспечении его конституционных
прав на охрану здоровья, защиту государством брака и семьи; определение участников нравственно - полового воспитания и их функций, включая родителей, государственные и негосударственные
структуры; разработка этапов нравственно - полового воспитания в организациях образования; создание условий для наиболее приемлемого, а значит и эффективного восприятия специальных знаний данной
возрастной группой и всем обществом; организация контроля за качеством нравственно - полового воспитания.
8 Содержание полового воспитания включает
следующие вопросы: 1) физиологические, психологические, педагогические особенности подростка, связанные с половой принадлежностью; значение этих особенностей для взаимоотношений с другими людьми
во всех сферах человеческой деятельности; 2) семья и взаимоотношения в ней; 3) рождение и воспитание детей, преемственность поколений.
9.При дифференцировании полового воспитания младших
и старших подростков следует учитывать: 1) уровень общего развития воспитуемых, способность их к восприятию, осознанию, анализу информации разной степени сложности; 2) их объективную и
субъективную заинтересованность в получении определенной информации, как словесно выраженной, так и в наглядно-образной форме; 3) характер деятельности воспитуемых, а также особенности их
поведения и взаимоотношений с представителями своего и противоположного пола; 4) уровень «биологической» зрелости, характер физиологических изменений в организме; 5) общие закономерности
формирования классного коллектива, а также конкретные особенности класса; 6) особенности взаимоотношений в семье и ее влияние на воспитуемых.
10. Принципы нравственно - полового воспитания
включают: проведение обучения в рамках государственной программы, направленной на уважение себя и других, на уверенность перехода из детства через юность к взрослому этапу своей жизни, создание
здоровой семьи в будущем; возможность быстрого освоения программы с использованием всех подходящих ситуаций или их моделей для привития подросткам и молодежи позитивных установок; адресность в
сочетании с этапностью подготовки подрастающего поколения и механизм прямой и обратной связи; правильность подаваемой информации, избавленной от предрассудков и "ненужной сексуальности";
непоощрение ранних сексуальных экспериментов, уважение себя и других, понимание человеческой сексуальности, причин, по которым надо откладывать сексуальную активность;
11.Принципы нравственно - полового воспитания
включают: единый подход к воспитанию, включающий вопросы духовного, морального и эмоционального развития с конкретным знанием полового поведения, нежелательных рисков и конкретных мер первичной
профилактики; подготовку кадров преподавателей, разработку модели управления образованием, побуждающей воспитателя к ненавязчивому направлению поведения ребенка, осторожной и деликатной помощи
ему в возникающих вопросах и проблемах; информативность, доступность и ясность преподносимого предмета, соотнесенные с этапом формирования личности ребенка и его мировосприятием; невозбуждение
сексуального влечения при реалистичности освещаемых проблем репродукции, а выработка умения видеть стоящие за этим процессом моральные аспекты, важность создания семьи и рождения детей;
профилактику нежелательных рисков (беременность, БППП и др.).
12. Современные модели полового воспитания
Модель Содержание Рестриктивная Чем меньше, тем лучше Содержание информации: нельзя делать то-то и то- то потому, что... Это единственный хороший путь Общий тон: нет! Пермиссивная Объем
информации вся информация Содержание информации: могут быть следующие пути... Все пути хороши Общий тон: да! «Золотая середина» Необходимая информация: делай так, а не иначе, ибо... Есть много
путей выбирай лучший Общий тон: Да но...
13.Этапы нравственно - полового воспитания
разработку унифицированных программ обучения для обучающихся (воспитанников), педагогических и медицинских работников, родителей; подготовку специалистов и субспециалистов из числа врачей,
психологов и учителей в области профилактики БППП, включая ВИЧ/СПИД; обучение подростков, молодежи и родителей по программам, рассматривающим следующие проблемы: переходный возраст, поведение в
обществе, половые различия, биологический аспект, репродукция, сексуальное здоровье, профилактика БППП, ВИЧ/СПИД; обучение родителей навыкам развития собственного гармоничного полового поведения
и умению привить эти навыки своим детям.